Общая подвижность

1. Лежа на спине. При укладывании на горизонтальную поверхность малыш немедленно поворачивается на один или на другой бок. Многим легко удается поворачиваться на живот. Ребенок может протягивать обе руки и поднимать голову, чтобы показать желание быть поднятым: если его берут на руки, он подтягивается почти самостоятельно вверх. У него уже не наблюдается преобладание какой-нибудь доминантной флексии или экстензии.

2. Лежа на животе. Малыш приподнимает голову, переносит свой центр тяжести и сгибает нижние конечности под живот с намерением подняться, но падает обратно. Он постоянно повторяет эти новоприобретенные движения. В этом положении ребенок вращается вокруг оси, двигается назад, когда хочет продвинуться вперед. Протягивает руку, чтобы схватить какой-нибудь предмет. Временами он вытягивает обе ладони при вытянутом локтевом суставе. Положение симметричное. Таз прилегает к плоскости кроватки, нижние конечности расставлены и слегка согнуты.

3. Положение сидя. Если младенца поднимают при помощи подтягивания в сидячем положении, он сидит заметно стабильнее и способен опираться руками.

4. Ползание, вращение. Следует отметить, что в моторном развитии ребенка отмечают 4 стадии: "ползание", "на четвереньках", "на карачках", "на ножках". В общем развитии надо следить и за другими моторными достижениями:
- поворачивание (на один бок, на живот, со спины на живот, с живота на спину),
- "вращение" вокруг оси, опираясь на одну или обе верхние конечности.
Часто во время попыток передвигаться некоторые дети опираются на вытянутые руки и приводят нижние конечности под живот. Это является попыткой перейти от стадии "на четвереньках" к стадии ползать на "карачках".

Тонкая подвижность

Из любого положения малыш пытается двигаться и устанавливать равновесие между туловищем и конечностями (часто безуспешно) с тем, чтобы схватить предметы, находящиеся в непосредственной близости. Он хватает крупные или мелкие предметы, но еще преобладает хватание ладонного типа, которые он выполняет более координированными движениями. Он протягивает руку, чтобы схватить предметы, находящиеся вне его радиуса действия. Глаза "желают" большего, нежели ребенок может выполнить с моторной точки зрения. Руки разжаты и пальцы готовы для тонкой деятельности. Схватывание предметов напоминает еще плоскогубцы. Схватив предмет, ребенок разглядывает его. Руки могут соединяться по средней линии. Ребенок играет руками и ногами. В этом возрасте ребенок учится различать приятные на ощупь поверхности и неприятные, т. е. развивается тактильное ощущение.

Речь

Ребенок произносит первые раздельные слоги: да-да, та-та, па-па, ма-ма. Он издает нюансированные звуки; имитирует, изменяет и повторяет звуки. Много и с удовольствием "рассказывает" на своем языке.

Социальный контакт

Взгляд начинает быть " доказательным". Это означает установление контакта с внешним миром посредством взгляда. Малыш радуется, когда узнает знакомых. Чужих людей рассматривает с недоверием. Он продолжает интересоваться и радоваться своему отображению в зеркале. Внимательно слушает и соответствующим образом реагирует на тон голоса.

Заключение.

На 7-ом месяце продолжается процесс стабилизации и социализации малыша. Большинство детей уже хорошо сидят, но существуют еще такие, которые "шатаются", "качаются" или падают. Благодаря моторному прогрессу, ребенок обретает новые способности исследования окружающей среды. Контроль движений и положения головы становится хорошим. Ребенок все увереннее поворачивается с одного бока на другой. Некоторые уже хорошо передвигаться на четвереньках. Ребенок обладает полной способностью зрительных, осязательных и слуховых восприятий.

Следует проконсультировать у специалистов малыша, если он:
– к концу 7-го месяца при поддержке за руку не пытается сесть;
– к концу 7-го месяца не может стучать игрушкой по столу, кровати и т.д.;
– к концу 7-го месяца не пытается привлечь к себе внимание какими-либо звуками;
– к концу 7-го месяца не ласкается к матери или другому близкому человеку, не прижимается щечкой к лицу матери.